С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования.
Цель ФОП ДО: всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы (ФОП ДО п.1.2.4).
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – ФАОП ДО.
Цель ФАОП ДО: обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Нормативно-правовая база
Международный уровень
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)
Федеральный уровень
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года с изменениями)
Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и задачах развития Российской Федерации до 2024 года»
Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Указ Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей»
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный Закон 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон № 371-ФЗ от 24.09.2022 «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Приказы. Постановления
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 № 225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 № 466 (ред. от 07.04.2017) «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 № 276 (ред. от 23.12.2020) «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
Ответы на часто задаваемые вопросы по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность подготовленные Департаментом подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха оздоровления детей и молодежи»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
Приказ № 31 от 21 января 2019 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155»
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО от 28 февраля 2014 г. N 08-249 КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Приказ от 8 ноября 2022 г. n 955 «О внесении изменений в некоторые приказы министерства образования и науки российской федерации и министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО)
Распоряжение Минпросвещения России от 06.10.2022 г. № Р-241 «О рабочей группе Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)
Приказ Минпросвещения России от 1 декабря 2022 г. № 1048 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 373»
Методические рекомендации по реализации ФОП ДО (1)
Диагностическая карта соответствия основной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе
Медиапрезентация Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Методические рекомендации по планированию и реализации ОД ДОО в соответствии с ФОП ДО (2)
Ответы на типовые вопросы по внедрению Федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику
Всероссийский информационно-методический вебинар на тему: «Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику» для административных и педагогических работников дошкольного образования.
Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Направления и условия реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
Методические рекомендации по организации КРР в ДОО
Конструктор образовательной программы
Извлечения из ФОП ДО
Возрастные характеристики:
Возраст детей 1-3 года
Возраст детей 3-4 года
Возраст детей 4-5 лет
Возраст детей 5-6 лет
Возраст детей 6-8 лет
Планируемые результаты:
Планируемые результаты в раннем возрасте (к трем годам)
Планируемые результаты к 4-м годам
Планируемые результаты к 5-и годам
Планируемые результаты к 6-и годам
Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного возраста)
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Возраст детей 2-3 года
Возраст детей 3-4 года
Возраст детей 4-5 лет
Возраст детей 5-6 лет
Возраст детей 6-7 лет
Задачи воспитания
Познавательное развитие
Возраст детей 2-3 года
Возраст детей 3-4 года
Возраст детей 4-5 лет
Возраст детей 5-6 лет
Возраст детей 6-7 лет
Задачи воспитания
Речевое развитие
Возраст детей 2-3 года
Возраст детей 3-4 года
Возраст детей 4-5 лет
Возраст детей 5-6 лет
Возраст детей 6-7 лет
Задачи воспитания
Художественно-эстетическое развитие
Возраст детей 2-3 года
Возраст детей 3-4 года
Возраст детей 4-5 лет
Возраст детей 5-6 лет
Возраст детей 6-7 лет
Задачи воспитания
Физическое развитие
Возраст детей 2-3 года
Возраст детей 3-4 года
Возраст детей 4-5 лет
Возраст детей 5-6 лет
Возраст детей 6-7 лет
Задачи воспитания
Перечни произведений:
Перечень произведений 2-3 года
Перечень произведений 3-4 года
Перечень произведений 4-5 лет
Перечень произведений 5-6 лет
Перечень произведений 6-8 лет
Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (ФАОП ДО)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по введению федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ
Формулировки вариантов заключений ПМПК для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с федеральными образовательными программами общего образования, в том числе адаптированными1 / формулировки названий программ, разрабатываемых образовательными организациями на основании заключений ПМПК
Извлечения из ФАОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР)
Планируемые результаты:
Планируемые результаты (младший дошкольный возраст ТНР)
Планируемые результаты (средний дошкольный возраст ТНР)
Планируемые результаты (дошкольный возраст ТНР, на этапе завершения освоения Программы)
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие (дошкольный возраст ТНР)
Познавательное развитие (дошкольный возраст ТНР)
Речевое развитие (дошкольный возраст ТНР)
Художественно-эстетическое развитие (дошкольный возраст ТНР)
Физическое развитие (дошкольный возраст ТНР)
Задачи воспитания в ФАОП ДО для ТНР
Извлечения из ФАОП ДО для обучающихся с задержкой психического развития (далее ЗПР)
Планируемые результаты:
Планируемые результаты (третий год жизни ЗПР)
Планируемые результаты (дошкольный возраст ЗПР, к 5-и годам)
Планируемые результаты (дошкольный возраст ЗПР, на этапе завершения освоения Программы)
Образовательные области:
Все образовательные области (третий год жизни ЗПР)
Социально-коммуникативное развитие (дошкольный возраст ЗПР)
Познавательное развитие (дошкольный возраст ЗПР)
Речевое развитие (дошкольный возраст ЗПР)
Художественно-эстетическое развитие (дошкольный возраст ЗПР)
Физическое развитие (дошкольный возраст ЗПР)
Программа коррекционной работы:
Социально-коммуникативное развитие ПКРР ЗПР
Познавательное развитие ПКРР ЗПР
Речевое развитие ПКРР ЗПР
Художественно-эстетическое развитие ПКРР ЗПР
Физическое развитие ПКРР ЗПР
Извлечения из ФАОП ДО для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее РАС)
Планируемые результаты:
Целевые ориентиры для обучающихся раннего возраста с повышенным риском формирования РАС (п.10.4.6.1. ФАОП ДО)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с РАС с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств (п.10.4.6.2. ФАОП ДО)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с РАС со вторым уровнем тяжести аутистических расстройств (п.10.4.6.3. ФАОП ДО)
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детьми с РАС с первым уровнем тяжести аутистических расстройств (п.10.4.6.4. ФАОП ДО)
Описание образовательной деятельности обучающихся с РАС в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях (п. 35 ФАОП ДО)
Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС (п.35.6. ФАОП ДО)
Программа коррекционно-развивающей работы. Помощь детям группы повышенного риска формирования расстройств аутистического спектра в раннем возрасте (п.46 – п.46.9 ФАОП ДО)
Программа коррекционно-развивающей работы. Начальный этап дошкольного образования обучающихся с РАС (п.46.10. – п.46.16. ФАОП ДО)
Программа коррекционно-развивающей работы. Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС (п.46.17. ФАОП ДО)
Программа коррекционно-развивающей работы. Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС (п.46.18. ФАОП ДО)
Извлечения из ФАОП ДО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Образовательные области:
Описание образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (п. 36.1. ФАОП ДО)
Описание образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Познавательное развитие» (п. 36.2. ФАОП ДО)
Описание образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Речевое развитие» (п. 36.3. ФАОП ДО)
Описание образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (п. 36.4. ФАОП ДО)
Описание образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной области «Физическое развитие» (п. 36.5. ФАОП ДО)
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Уровень Организации
ПРИКАЗ № 11/1-од от 17.01.2023 г. «О переходе на непосредственное полное применение программ: федеральной образовательной программы дошкольного образования и федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17»
Дорожная карта (План-график мероприятий по обеспечению подготовки к введению ФОП ДО и АОП ДО)
Положение о рабочей группе по приведению ООП ДО и АОП ДО МБОУ «Новосибирская классическая гимназия № 17» в соответствие с ФОП ДО и АОП ДО